Кавалергардская семья
Jul. 26th, 2016 08:10 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Последний кавалергардский праздник в Императорской России. 5 (18) сентября 1916 года. Стоход. Обычно этот день шумно и весело отмечали в "Контане", потом большая часть офицеров ехала кутить дальше на Острова, к цыганам.
В этот день все было скромнее.
Вот как описывал этот день последний командир кавалергардов полковник Звягинцов:
"5 сентября в день полкового праздника, после молебна в штабе полка, состоялся парад в пешем строю, который принимал командир Гвардейского кавалерийского корпуса генерал Хан-Нахичеванский. После церемониального марша в офицерской артели был завтрак, на котором, кроме командира корпуса и его начальника штаба присутствовали бывшие офицеры полка: барон Г. К. Маннергейм, П. П. Скоропадский, князь М. М. Кантакузен-граф Сперанский, князь П. П. Путятин, князь Б. А. Голицын и Г. О. Раух."
На снимке сидят во 2-м ряду: 4-й слева -- генерал Маннергейм, 5-й -- князь Хан-Нахичеванский, 6-й -- генерал Шипов, 7-й -- генерал П. Скоропадский. Сидит 2-й слева на земле -- Павел Родзянко.
До 2012 года директором музея Маннергейма была Вера фон Ферзен, правнучка адмирала Василия Николаевича Ферзена, человек русской культуры. Ей удалось разыскать в Париже сына одного из последних кавалергардов -- Георгия Бибикова. Георгий Бибиков свято хранил доставшийся ему от отца кавалергардский альбом с большим количеством никогда не публиковавшихся редчайших фотографий. Вера фон Ферзен загорелась идеей издать альбом "полка Маннергейма". Работа по подготовке издания заняла около 8 месяцев и увенчалась выходом в свет шикарного альбома, посвященного кавалергардскому полку.
Это был особый полк. Кавалергарды обеспечивали охрану Государя и императорской семьи. Все офицеры регулярно несли дежурство в личных покоях Государя. Внутри полка была подчеркнутая атмосфера равенства и взаимопомощи всех офицеров независимо от знатности и богатства. Ушедшие из полка офицеры навсегда оставались членами кавалергардской семьи. Неофициальным девизом полка были слова одного из его славных командиров, героя освобождения Варшавы в 1831 году, графа Мусина-Пушкина: "Мы не стремимся быть первыми, но не допустим никого быть лучше нас".
И в эмиграции кавалергарды помнили друг о друге, свято хранили традиции полка. Кавалергардами были и оставались и маршал Маннергейм, и принц Арсений Карагеоргиевич, и Павел Скоропадский, и полковник британской армии Павел Родзянко. Без понимания этого особого кавалергардского братства читатель не увидит особости и необычности книги Павла Родзянко о Маннергейме, вышедшей в 1940 году, о которой мы будем писать в ближайшее время. Портрет Государя Николая II всегда стоял на столе у маршала Маннергейма.
О Вере фон Ферзен см. здесь. О кавалергардском альбоме Георгия Бибикова см. здесь.