Время молчати и время глаголати...
Jan. 29th, 2017 04:03 pm
В романе Иосифа Мацкевича "Не нужно говорить вслух", тема, заявленная в названии, многократно обыгрывается, становясь если не лейтмотивом, то постепенно усиливающейся и кристаллизующейся мелодией в симфонии романа.
После убийства многолетнего резидента польской разведки, бывшего русского офицера, Ромуальда Лавриновича в Минске в своем домике в Ляховке за прямой отказ выполнения директив Лондонского штаба бороться "плечом к плечу" с большевиками ["Я говорю не о политике, а о себе: не только генерал Сикорский, но даже если бы сама Богоматерь Ченстоховская вместе с Остробрамской вышли из иконы и приказали: "иди с большевиками!", отвечу: не пойду! И пусть меня после этого небесный суд сошлет на Колыму!"] -- соратник Лавриновича Генрик прячется у старого Панисенко, которого ему рекомендовал архимандрит Серафим, который оценив хаос и смуту в церковной жизни, царившие в Минске, отправился в Ригу к митрополиту Сергию, самому мудрому церковному иерарху на оккупированных территориях.
К Панисенко пробрался из Москвы его сын Антон, талантливый инженер, бывшим свидетелем 2-х дней безвластия в Москве в октябре 1941 года.
После наступления комендатского часа в дом Панисенко приходит молодой офицер абвера Ганс Мюллер, сын русского немца, выпусник Гейдельбергского университета, ровесник Антона, предлагая Антону поехать в Берлин принять участие в организации "третьей силы".
За самоваром старый Панисенко говорит:
-- Мой отец, дедушка Антона, приговаривал: "времена делятся на такие, когда нужно говорить, и такие, когда клюв (дзюб) нужно держать закрытым."...